Главная / Статьи / Анализ классической композиции Городская Тоска

11.08.2011 20:55Анализ классической композиции Городская Тоска



При проведении культурологического исследования очень важно привести пример подробного рассмотрения осуществления художественной практики. В качестве объекта рассмотрения берется рэп трек (песня) с последующим подробным анализом смысловых составляющих, организующих единство композиции и создания определенного смыслового послания, важного для слушателя. Для такого рассмотрения был выбран трек группы Bad Balance, «Городская тоска» 1996 года, поскольку он является классическим и аутентичным с точки зрения большинства слушателей русской рэп музыки. Также стоит отметить, что Bad Balance воспринимается российской аудиторией и в частности хип-хоп сообществом, в качестве первопроходцев российской рэп музыки, и во многом творческий стиль этих исполнителей являлся шаблонным.  
Следует отдельно обозначить роль музыкальной составляющей в рэп музыке, которая играет не второстепенную роль, задавая не только ритмическую основу композиции, но также и создавая определенное настроение. Именно эмоциональный компонент напрямую влияет на восприятие текста и подчеркивает стиль исполнения. Так в качестве основы в треке Городская тоска взяты сэмплы из оригинальной композиции Ennio Morricone – The Man With the Harmonica, который является саундтреком (звуковым аккомпанементом) к популярному фильму Once Upon a Time on the West (Однажды на диком западе). Что иллюстрирует преемственность использования различных фрагментов популярных медиа в качестве своеобразного строительного материала для создания аудио-коллажа. В связи с этим стоит отметить, что для американской рэп музыки является традиционным использование подобного приема, так например, американская группа WU-Tang в своем альбоме Return to 36 Chamber, широко использует звуковой ряд, взятый из популярных фильмов с восточными единоборствами.
Возвращаясь к использованию именно музыкального фрагмента саундтрека, рассматриваемая композиция в своем посыле коррелирует с некоторой смысловой составляющей, указанной в фильме. Так главный герой, играющий на губной гармошке, которая звучит на протяжении всего трека, является стрелком (ковбоем), который мстит своим обидчикам. Соответственно, музыкальное настроение звукового ряда вторит визуальному образу, создавая угрожающее настроение перед схваткой.
Это же смысловое наполнение отчасти переходит и в рэп композицию, поскольку сэмпл губной гармошки появляется в припеве неявно, смешиваясь со звуками флейты, бас и электрогитары. Все это служит подчеркиванием слов припева, которые в поэтическом контексте представляются образной схваткой с тоской в большом городе:         

«Город, пыль, городская грязь,
Мы тонем в болоте, руками держась,
Городская тоска меня любит,
Одинокий огонек разбудит,
Что же делать когда (что же делать когда)
Что же делать когда (что же делать)
Тоска зовет куда-то в даль.»

При этом, сама «тоска» метафорически представлена не только как само «болото», которое задерживает в негативном плане городских жителей, на подобие топкой трясины, но и одновременно является вдохновением для творчества в городе.
В связи с этим, стоит отдельно сказать о философии «светлой грусти» - городском романтизме, который в том или ином виде присутствует в творчестве рассматриваемой рэп группы.
Также, анализируя понятие тоски, следует обратиться к началу композиции, где в качестве неритмизированного текста звучит вступление:

«Утро, 5 часов 30 минут.
Покидая клубы, городская молодёжь расходится по домам,
именно в это время лезут в голову самые странные мысли,
но главное не попасть в зону городской тоски.»

Этот текст произносится женским отстраненным и даже в некоторой степени трагическим голосом, создавая атмосферу грусти и меланхолии. Вместе с этим такой текст дает слушателю характеристику ситуации, указывая именно на молодежь и характерный стиль жизни, а также дает прямую ассоциацию с усталостью.
И далее из куплета становится понятно, что указанная усталость показана в двух аспектах: как физическая усталость, после концертов в ночных клубах и как усталость от недовольства мрачной городской жизнью. В куплете явно перечисляются причины такого состояния:
«Трубы и копоть, город. Этой потной зоной управляет погода.» - что свидетельствует об указании на проблемы экологии,
«Дома украшают настенные узоры,
Грязные слова оплетают заборы.» - указание на вандализм, и здесь смысл узоров как граффити – городского орнамента переплетается со смыслом вандализма (не граффити), как негативного проявления,
«Утренние сирены разрушают мечты любви,
В подвалах из кранов капает свобода.» - здесь указывается на разрушение иллюзий о гармонии в городе, которое производят резкие звуки сирен служебных автомобилей, привнося ощущение тревоги и напряжения от гипотетически возможных негативных происшествий. Также метафорическое упоминание свободы намекает на политическое и социальное давление на творческую молодежь, проявляющееся в произволе властных структур.
«Черных продавцов на каждом углу сколько угодно» - указывается проблема наркомании и наркоторговли.
Также в тексте первого куплета указываются другие социальные проблемы, подчеркивая, что понятие тоска носит характер выражения внутреннего сопротивления безразличному отношению к такому воздействию.
Что является характерной чертой рэп музыки – музыканты чередуются по мере исполнения куплетов, тем самым достигается полнота композиции и проявляется индивидуальный стиль. Также индивидуальное интонирование различных участников коллектива делает музыку живой и легко воспринимаемой. Возвращаясь к музыкальной составляющей, следует отметить, что основной мотив припева также взят из саундтрека к популярному вестерну A Fistful of Dynamite (Пригоршня динамита) Sergio Leone, который был также написан Ennio Morricone. Он соотносится с содержанием фильма, перенося основную энергетику в сэмплированную композицию. Гитары, звучащие в этих отрезках, передают драматическую напряженную атмосферу среди людей готовящихся к сражению. Но, как было отмечено, такая схватка носит больше символический характер, поскольку текст является социально-ориентированным и в своеобразной стилистической манере призван обратить внимание на важные общественные проблемы.
Заметен отчетливый переход между музыкальной фактурой куплета и припева, где звучат насыщенные аранжировки, тогда как в куплете звуковой ряд более аскетичен. Это также полностью соответствует канонам зарубежной рэп музыки, которая является во многом эталонной, однако, текстовая составляющая «Городской тоски» является  оригинальной. Это обуславливается и спецификой русского языка, который значительно отличается своей мелодикой и ритмизацией поэтической мелодекламации. Важно также понимание стилистического единства манеры исполнения и смыслового наполнения рэп композиции, что мы видим в рассматриваемом треке. В тексте проявляется противопоставление города – как негативного проявления, относительно природного мира. Так городская среда представляется агрессивной и пугающей, пагубно влияющей на жизнь горожан:
«Под густыми клубами дыма улицы темнеют»,
«Черное облако в дыму как осколок»,
 «Одинокая машина пролетела быстро мимо,
В голову ударил легкий запах бензина»,
 «Серая пыль лежит на мертвых камнях,
Ночные улицы нагоняют на людей страх»
 В качестве же противопоставления в символическом ключе указывается живая, непредсказуемая природная стихия:
«Только молнии луч куда бьет не разбирает»,
«Всем наперекор дождь обливает»,
«Птицы высоко над домами зависают камнем, замирают»,
«Тлеют мысли, как ветер улетают, покидают,
Проплывают над нами ночными горами»
Все это свидетельствует о создании образа большого города как враждебной среды, как в биологическом, социальном, так и психологическом смысле. Такое понимание природы и урбанистического воздействия близко к «раста хип-хопу» (рэп с содержательным уклоном в сторону растаманской культуры) в котором вышеупомянутый городской мир соответствует понятию «Вавилон». Вавилон в таком контексте представляется материальным отражением идеи властвования корпоративного капитализма, где понятия основных гуманистических ценностей отходят на второй план. В качестве основы такой системы выступает получение материальной выгоды всеми доступными средствами. Конкретные примеры проявления Вавилона – различные учреждения и организации, построенные по вышеописанному признаку. Особенно крупные коммерческие организации – корпорации. Там принципы человечности попираются особенно жестко, и отдельный человек служит лишь инструментом достижения поставленных перед организацией целей и задач. Природа же олицетворяет естественный механизм сопротивления такому сложившемуся негативному порядку вещей. Это же подчеркивается характерным стилем исполнения припева, где вокальные партии выходят на первый план, оттеняя вставки речетатива.   
В третьем куплете тема борьбы приходит к своему логическому завершению и на первый план выходят жизнеутверждающие слова:
«Моя утренняя прогулка дает силы вере,
Я одинокий огонь, я хочу гореть, по меньшей мере.
Свет путь указывает точно ночью»,
«В руках огонь, абсолютный внутри покой.»
Таким образом, повествователь, переходя от символического образа «пророка», указывающего на проблемы и обозначающего их, превращается в «воина», который призван их решить с помощью смелости, решимости и силы воли. Именно указанный «огонь» и символизирует эти намерения.
Это также полностью вписывается в концепцию западной рэп музыки, где зачастую фигурируют символические понятия «пророка» и «воина», что происходит отчасти от африканских племенных традиций западной Африки, а также ранних Тостов чернокожего населения США.  
Так в песне The Prophets of Rage (проповедники гнева) группы Public Enemy звучат слова:
«If you don't think I'm a brother
 Then check the chromosomes
 Then check the stage
 I declare it a new age.»
(Если ты не думаешь, что я брат,
Тогда проверь свои хромосомы,
А потом проверь то место, где ты находишься (сцену),
Я провозглашаю новый век)
Здесь акцент делается на указание проблем расизма и давление на «цветное» население США. Поскольку в России, изначально многонациональной стране, практически не было острого национального вопроса, то во многих российских рэп композициях звучат остросоциальные аспекты повседневной жизни, которые имеют прямое отношение, как к исполнителям, так и к слушателям.
В целом, обозначение человека, говорящего правду в рэпе и остро критикующего установившийся негативный порядок вещей, как пророка восходит именно к рэп традициям США.
Отдельного внимания заслуживает видеоклип, снятый на рассматриваемую композицию. Музыкальные видео обычно создаются для усиления передачи образов с помощью визуального ряда, однако, во многих случаях видеоролик представляет собой самостоятельное произведение, которое лишь отчасти соотносится с тематической направленностью исходной песни. Стоит отметить, что в современных медиа видео играет ключевую роль, являясь популярным способом распространения музыкальной информации. Это обусловлено во многом комплексным воздействием на несколько органов восприятия человека. Таким образом, с помощью видеороликов на музыкальные композиции происходит популяризация артистов – исполнителей, что часто используется как прием стратегии продвижения исполнителя на рынке. Существуют также специальные ротации (иерархии, определяющие частоту и время показа) видеоклипов на телевидении, которые, по словам некоторых специалистов, отражают вкусы телезрителей. Однако, в реальности позиционирование музыкальных видеороликов является частью спланированной стратегии «PR» артистов, что нередко предполагает лоббирование таких видеоработ. В соответствии с этим большую роль имеет стиль исполнения видеоролика, который может варьироваться от «гламурного»(с обязательной демонстрации популярной роскоши) до «андеграундного» (уличной тематики, нередко специально плохого качества). Рассматриваемый ролик Городская тоска – определенно относится ко второму виду. Однако, следует заметить, что в середине 90х, а по мнению некоторых экспертов и по нынешний день, в России еще не сформировался свой отличимый творческий стиль музыкальных видео, особенно в рэп музыке.
В рассматриваемом музыкальном видео просматривается как следование тексту, с отображением образов указанных в нем, так и прямая шаблонность американских рэп видео. В видеоролике присутствует демонстрация всех социальных проблем указанных в тексте: появляются и промышленные предприятия, и автомобили, изображения драк и криминала, проституции и наркомании. Наряду с этим наглядно представлен образ жизни молодежи, которая сопротивляется вышеупомянутым негативным проявлениям в виде танцев, уличных видов спорта, ди-джеинга, граффити и самого рэпа. Стоит отметить, что в видеоряде представлены не только все основные элементы хип-хопа, но и практически все те, которые упоминает KRS-ONE в своем треке 9 Element (9 элементов), расширяя их количество до 9ти, прибавляя вышеупомянутые экстремальные виды спорта, уличную моду и «уличный бизнес» и т.д. Сам видеоряд исполнен с использованием, как черно-белых кадров, так и цветных, что подчеркивает смысловую составляющую музыкальной композиции. Также стоит отдельно отметить ритмику смены кадров, которая отчасти вторит ритмической основе.
Очень важно отметить, что видеоролик снятый в уличной стилистике в хип-хоп сообщества имеет ряд требований касательно параметров аутентичности при просмотре. Так, как отмечает Tricia Rose в своей книге «Black noise»: «Для рэперов действительно важно показать настоящие места и реальных людей для того «чтобы это было истинно». И это заявление в полной мере актуально для российских музыкальных видеороликов. В качестве примера можно сказать, что в Городской тоске также присутствуют узнаваемые места и персонажи, так например одна из работ граффити на стене подписана Баскетом, который является известным райтером (художником) в хип-хоп сообществе.
В целом, стоит сказать, что «Городская тоска» обладает целым рядом специфических черт, как в плане музыкальной и текстовой составляющей, так и видеоряда.